— это инструменты деятельности педагога и детей, то, с помощью чего педагог реализует учебный процесс, а учащиеся приобретают знания. Средства обучения выполняют информационную, дидактическую, контрольную функции, позволяют стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся и управлять ею. Главное дидактическое назначение средств обучения — оптимизировать процесс, обеспечить эффективность усвоения учебного материала детьми с наименьшей затратой сил и времени.
Средства обучения чрезвычайно многообразны, активно развиваются вместе с развитием педагогики, дидактики, учебной техники. Растет интерес разработчиков и производителей учебных материалов к средствам обучения детей дошкольного возраста.
В последнее время появились новые средства обучения, которыми сегодня насыщена развивающая предметно-пространственная среда нашего МДОУ:
- разнообразные развивающие игры и игровые пособия,
- конструкторы,
- экспериментальные наборы для практических работ по знакомству с окружающим миром и наборы для детского творчества,
- рабочие тетради на печатной основе
- атласы,
- магнитные плакаты
- слайд - альбомы,
- учебное видео и обучающие телепрограммы,
- развивающие компьютерные игры и электронные наглядные средства обучения,
- интегрированные творческие среды
- электронные учебно-методические комплексы, содержащие разнообразный дидактический материал для занятий по программе,
- мультимедийные презентации,
- видео и фотоматериалы с элементами анимации,
- диагностические материалы и др.
В МДОУ имеютс технические средства обучения нового поколения - рабочее место воспитателя: мультимедийные компьютеры, проекторы, экраны, сенсорные интерактивные доски, значительно расширяющие возможности педагогов.
Средства обучения – различают:
1) материально-экономические средства: наглядные пособия, ТСО, оборудование, дидактические материалы, учебно-методические пособия;
2) педагогические средства – это методы и формы обучения.
Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей. Время, когда воспитание выделилось в особую общественную функцию, уходят в глубину веков, уходит и использование игры как средство воспитания. В различных педагогических системах игре присваивалась разная роль, но нет ни одной системы, в которой в той или иной мере не отводилось бы место игре.
Игре приписывают самые разнообразные функции, как чисто образовательные, так и воспитательные, поэтому возникает необходимость более точно определить влияние игры на развитие ребенка и найти ее место в общей системе воспитательной работы учреждений для детей.
Компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки.
Специально оборудованная развивающая среда создана во всех группах детского сада. Изолированные тематические уголки и зоны: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная и т.д.
Материалы и пособия, предназначенные детям, доступны. функциональны. обеспечивают необходимые условия для самореализации. Создание эколого-развивающей среды рассматривается как метод экологического воспитания. Во всех группах МДОУ оборудованы экологические уголки с разновидностями комнатных растений. Для развития экологической культуры используются иллюстрированный материал и наглядные пособия.